Государственное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад №19
Московского района
Санкт-Петербурга
официальный информационный сайт
официальный информационный сайт
Статистика сайта

1

1 164

578

1 517 667

363 176

Архив
  • 2024 (4)
  • 2023 (11)
  • 2022 (20)
  • 2021 (19)
  • 2020 (17)

Детская экспериментальная деятельность

Составила воспитатель Фастова Е.А.

Одним из важнейших направлений развития дошкольников является познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, причинах и следствиях). Поэтому в группе детей подготовительного возраста я уделяю особое внимание детскому экспериментированию. Экспериментирование позволяет включить дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить новые свойства предметов, заметить их свойства и различия. Именно детское экспериментирование представляет дошкольникам возможность приобрести знания самостоятельно. В свою очередь, исследовательское поведение для дошкольника, является главным источником для получения представлений об окружающем мире.

Исследования Н.Н. Поддьяковой, показывают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

Требования к проведению опытов:
1.Просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу: что хотим узнать, например, прозрачная вода или нет?
2.Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный.
3.Воспитатель осуществляет руководство опытом: продумывает вопросы, обращает внимание на существенное, учит рассуждать, сравнивать факты.
4.Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

Занятия познавательного цикла в форме экспериментирования могут проводиться как с группой, подгруппой детей, так и индивидуально, в разное время режима.

Детская экспериментальная деятельность помогает углубить представления о живой и неживой природе. Дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

Вся работа с детьми в этом направлении строится в определенной последовательности: от простого к сложному.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!